- 2025-01-23
- 1288
- 0
История автобусов: от паровых экипажей до электробусов

История автобусов началась задолго до того, как появился этот вид транспорта. Ведь неизменным спутником человечества всегда было удовлетворение потребностей, и они постоянно возрастали. Что и говорить, даже древние цивилизации пытались организовать коллективное перемещение людей доступными видами транспорта, а их в то время было не так уж и много. Давайте разбираться, как выглядел первый автобус и какие преграды ему пришлось преодолеть, чтобы стать одним из самых популярных видов транспорта. Ведь сегодня это доступный и удобный способ передвижения для миллионов людей ежедневно.
Первые попытки общественного транспорта
- Омнибус
- Паровые машины
- Конка
Электрический общественный транспорт
- Появление электрических автобусов
- Преимущества электрического транспорта
Эра бензиновых автобусов
- Развитие бензиновых автобусов в Европе и США (начало XX века)
- Автобусы во время Второй мировой войны
- Новая волна распространения бензиновых автобусов
Появление дизельных и электро автобусов
- Дизельные автобусы
- Электротранспорт
Социальное влияние автобусов
- Развитие туризма
- Роль в жизни города
- Культурное влияние
- Влияние на урбанизацию
Экологические проблемы и поиски их решения
- Влияние автобусов на окружающую среду
- Уменьшение количества вредных выбросов

Изображения, представленные в статье, были созданы с помощью технологий искусственного интеллекта.
Первые попытки общественного транспорта
Первые реальные попытки перевозки группы людей известны еще в XVII-XVIII вв. В то время между городами уже курсировали дилижансы, но предназначены они были для доставки грузов и почты. Одному из первых, кому пришло в голову организовать транспортную систему для обслуживания группы людей одновременно, был известный математик и философ Блез Паскаль. Но он допустил огромную ошибку.
В 1662 году Паскаль разработал систему регулярных маршрутов для карет, которые курсировали по определенному маршруту в Париже, имели фиксированную плату за проезд и одновременно перевозили до 8 пассажиров. Впоследствии этот вид транспорта получил название «omnibus». Но просуществовал он в целом около 15 лет, ведь был доступен только для высшего класса. Средний класс, количество которого было значительно больше, пользоваться им не имел права.
Омнибус
Об идее Паскаля забыли на долгие годы, но в XIX в. она получила еще один шанс. В 1826 году в городе Нант (Франция) предприниматель и бывший офицер Станислас Бодри снова начал использовать кареты, в которые запрягали несколько пар лошадей. Более современные омнибусы вмещали 15-20 пассажиров, сиденья располагались не только внутри, но и на крыше. Они совершали регулярные рейсы по фиксированному расписанию, и были доступны для всех слоев населения, что и позволило сделать этот вид транспорта более массовым и демократичным.

У 1829 році Джордж Шіллібер, надихнувшись екіпажами Парижу, запровадив перевезення пасажирів омнібусами у Лондоні. Вони досить швидко стали важливою частиною транспортної системи міста і послугували моделлю для інших європейських міст.

Паровые машины
Первые эксперименты с транспортными средствами на паровых двигателях начались еще в XVIII в., однако значительного успеха все попытки достигли лишь в 1800 году благодаря Ричарду Тревитику, который научился использовать пар высокого давления. В 1830-х годах паровые двигатели стали устанавливать на транспортных средствах для перевозки пассажиров.
Но и они имели много недостатков:
- Для работы двигателя сначала нужно было вскипятить воду, а это занимало немало времени.
- Разогревали воду с помощью печи на угле, который тоже нужно было загрузить на транспортное средство. Топлива уходило много, да и выпускало оно грязный дым.
- Вода постоянно испарялась, поэтому нужна была регулярная дозаправка.
- Металлические колеса имели плохое сцепление с дорогой и ужасно тарахтели во время движения. Это часто пугало не только пешеходов, но и лошадей, запряженных в кареты.
- Максимальная скорость паровых автобусов составляла всего 32 км/ч.

В 1829 году Уолтер Хэнкок построил небольшой паровой автобус на 10 пассажиров, который с 1831 года начал регулярно курсировать между Стратфордом и центром Лондона. С каждым годом открывались новые регулярные маршруты между различными частями города. Это был значительный шаг к механизации общественных перевозок.

Конка: эра конной тяги
Города развивались, росла и потребность в более эффективном городском транспорте. На улицах европейских городов появилась конка - конные омнибусы, которые двигались по рельсам. Конка была более маневренной и дешевой, поэтому быстро набрала популярность.
Рельсы значительно уменьшили трение колес, что ощутимо облегчило работу лошадям. Теперь они могли перевозить одновременно еще больше людей. Да и более низкие эксплуатационные расходы помогли снизить цену за проезд. Средний класс был в восторге, ведь с появлением первых автобусов у них появилась возможность достаточно быстро перемещаться как по городу, так и за его пределы, за небольшие деньги.
Быстрее стали развиваться и города, ведь расстояние теперь - не проблема! Но конка имела недостатки. Их было много, особенно на улицах, ведь лошади периодически опорожнялись, а куда девать кучи навоза? А еще лошади могли активно работать только около двух часов. Также их необходимо было кормить и поить. Поэтому постоянно нужно было иметь дополнительных 8-10 лошадей на маршрут. В 1905 году лондонская компания General Omnibus владела 7000 лошадей.
Думаете сейчас большие пробки? В XIX в. не существовало правил дорожного движения ни для извозчиков, ни для пешеходов. Можете только представить, что делалось на оживленных улицах европейских городов. Поэтому пришло время придумать какую-то альтернативу.

Электрический общественный транспорт
В 1881 году был изготовлен первый трамвай. Двигался он по рельсам, построенным для конных экипажей, но работал от электрического тока, который шел по кабелям, протянутым над старыми маршрутами. Электрический ток к электроавтобусу подавался через специальное устройство, похожее на руку. Железные рельсы и колеса служили заземлением, чтобы пассажиров не поразило током.

Переход с омнибусов на первые электрические автобусы (троллейбусы, трамваи) прошел быстро и безболезненно. Даже старые конные «вагоны» совершенствовали, добавляя новые крепления, и выпускали на маршрут. Со временем появлялись все новые линии, города разрастались, а горожане могли искать работу без привязки к месту жительства.
Появление электрических автобусов
Параллельно с троллейбусами и трамваями в конце XIX - начале ХХ в. электрические технологии начали испытывать и на автобусах. Так в 1900 году на улицах Парижа появился первый электроавтобус. Подобные проекты развивались в Великобритании и Германии. Изобретатели брали за основу достижения предыдущих лет и пытались усовершенствовать технологии. Но на пути стоял ряд препятствий:
- Ограниченная емкость аккумуляторов. Тогдашние аккумуляторы имели небольшую емкость, что значительно ограничивало дальность хода автобуса.
- Высокая стоимость. Изготовление электрических автобусов было достаточно дорогим, что затрудняло их массовое производство.
- Отсутствие развитой инфраструктуры зарядных станций. Мест, где можно было бы зарядить электрический автобус, было очень мало.
В 1907 году в Лондоне по маршруту Лондон-Виктория и Ливерпуль-стрит на постоянной основе курсировал электробус.
Несмотря на все трудности, инженеры и изобретатели продолжали работать над усовершенствованием электрических автобусов. Однако, широкого распространения в начале XX века они так и не получили.
Преимущества электрического транспорта
Идеи о преимуществах электрического транспорта, к которым мы стремимся и сегодня, были понятны и актуальны и в те времена. В начале XX века электрический транспорт ценили за:
- Экологичность. Отсутствие грязного дыма, отходов жизнедеятельности животных и т.д. делало электротранспорт более привлекательным и удобным для городов.
- Тихую работу. Электрические двигатели работали гораздо тише, чем предыдущий общественный транспорт, что повышало комфорт не только пассажиров, но и горожан в целом.
- Более простую эксплуатацию. Электрические двигатели были менее требовательными в обслуживании, безопасными и удобными в использовании.
Все эти преимущества не смогли перевесить и электрический автобус на несколько десятилетий отошел на второй план, уступив место автобусам с двигателями внутреннего сгорания. Однако не стоит забывать, что именно эти ранние эксперименты заложили фундамент для современного электрического общественного транспорта.
Эра бензиновых автобусов

Изобретение бензинового двигателя внутреннего сгорания стало огромным толчком для развития современных транспортных средств. Создание первого автобуса на бензине принадлежит известному инженеру и изобретателю первого автомобиля - Карлу Бенцу. Произошло это в далеком 1895 году в Германии.
Карл Бенц адаптировал свой автомобильный двигатель. Первый его автобус вмещал 8 пассажиров и на регулярной основе обслуживал маршрут между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц. Это было небольшое расстояние, но изобретение инженера стало первым в истории шагом к созданию общественного транспорта с бензиновым двигателем.
Автобус работал на двигателе мощностью 5 лошадиных сил, максимальная скорость составляла около 15 км/ч.
Развитие бензиновых автобусов в Европе и США (начало XX века)

Изобретение Бенца быстро взяли на вооружение и другие инженеры, а бензиновые автобусы получили поддержку на территории США и Европы. Ведь они были более маневренными, независимыми (не нуждались в рельсах, например), мобильными и простыми в обслуживании.
На территории Европы, в таких городах как Париж, Лондон и Берлин даже начали появляться первые автобусные компании, которые использовали автобусы на бензине для обслуживания регулярных маршрутов. В Париже в 1906 году Луи Рено на выставке представил первый автобус Renault.

В Нью-Йорке и других крупных городах Соединенных Штатов они стали более удобной альтернативой для уже существующих сетей трамваев. Первые американские бензиновые автобусы были немного меньше по размеру, чем европейские, но также быстро получили популярность.
В 20-х годах ХХ в. произошел довольно резкий скачок технологий, которые помогли увеличить размер и мощность автобусов. Началась настоящая гонка автопроизводителей: Daimler и Benz в Германии, Leyland в Великобритании и General Motors в США. Появились модели, которые вмещали 30-50 пассажиров.
Автобусы активно использовались для городских рейсов, развивались междугородние перевозки, а пассажиры получили возможность путешествовать на более длинные расстояния за более короткий срок.
Автобусы во время Второй мировой войны (1939-1945)
Вторая мировая война внесла свои коррективы. Перевозчики столкнулись с дефицитом топлива. В Европе использование бензина в то время было нормированным, поэтому начались поиски альтернативных вариантов: газогенераторные установки и электродвигатели. Но после завершения войны бензиновые автобусы быстро вернулись на дороги, а их производство возобновилось.
Новая волна распространения бензиновых автобусов
В послевоенные годы автобусы стали основным средством передвижения во многих странах мира. Способствовали этому урбанизация и развитие городов. Постоянно росло и количество моделей, которые отличались количеством мест.
Автобусы стали быстрее, удобнее и больше. Это также положительно повлияло на развитие туристических перевозок, которые приобретали в это время популярность среди туристов в Европе и США.
Появление дизельных и электро автобусов
История городского транспорта - это постоянный поиск более эффективных и экологически чистых решений. В начале XX века бензиновые автобусы стали первыми серьезными конкурентами трамваев, предлагая большую маневренность и гибкость маршрутов. Однако уже в 1920-х годах появились дизельные автобусы, которые благодаря большей экономичности и мощности быстро начали вытеснять бензиновые модели.

Дизельные автобусы
Первый дизельный автобус был создан в Германии компанией MAN в 1924 году. Этот автобус впервые продемонстрировал эффективность дизельного двигателя в общественном транспорте. После успешного запуска MAN стал пионером в развитии дизельных автобусов, и вскоре эта технология начала распространяться по всей Европе.
Почему дизель?
- Экономичность. Дизельное топливо было дешевле, что делало использование таких автобусов выгодным для городских и междугородних маршрутов.
- Надежность. Дизельные двигатели лучше работали в условиях интенсивной эксплуатации, когда автобусы часто останавливались и запускались снова.
- Продолжительность службы. Благодаря меньшей частоте вращения двигателя дизельные автобусы служили дольше и требовали меньшего обслуживания.
Успех дизельных автобусов стал важной вехой в развитии общественного транспорта, повысив его эффективность и надежность.
Электротранспорт
Параллельно с дизельными автобусами, в ХХ в. активно развивался и электротранспорт. Города начали экспериментировать. Электрические двигатели не загрязняют воздух, работают тише и имеют меньшие эксплуатационные расходы. Хотя эти автобусы не нуждались в топливе, их развитие сталкивалось с определенными техническими ограничениями, такими как ограниченный радиус действия из-за несовершенства аккумуляторов.

Социальное влияние автобусов
Автобусы стали не только средством передвижения, но и важным фактором социального, экономического и культурного развития. Они сыграли ключевую роль для расцвета туризма, изменили городскую инфраструктуру и даже повлияли на формирование культурной идентичности многих городов.

Развитие туризма
Автобусы сыграли важную роль в развитии туризма, сделав путешествия доступными для более широкого круга людей.
- Позволили добраться до отдаленных или малодоступных мест, которые ранее могли быть исключительно для автомобилистов или жителей этих регионов. Это значительно способствовало открытию новых туристических направлений и росту популярности местных культурных и природных объектов.
- Экскурсионные автобусные туры стали одним из самых популярных способов для туристов ознакомиться с достопримечательностями. Они предоставляют возможность удобно путешествовать между популярными достопримечательностями без необходимости самостоятельного планирования маршрута.
- Автобусы способствовали популяризации внутреннего туризма, особенно в странах, где путешествия на поездах или самолетах были дорогими или недоступными. Они позволили людям открыть для себя интересные места своей страны не выходя за пределы бюджета, что актуально и в современном мире.

Роль в жизни города
Автобусные системы поддерживают локальную экономику, обеспечивая удобные транспортные средства для работников и предприятий. Доступный общественный транспорт стимулирует развитие бизнеса, поскольку людям легче добраться до рабочих мест, магазинов или развлекательных центров. Также автобусные компании создают рабочие места - от водителей до технического обслуживания.
Культурное влияние
Автобусы иногда становятся символами городов и даже неотъемлемой частью их культурного наследия. Например, знаменитые красные двухэтажные автобусы Лондона или желтые школьные автобусы США являются визитными карточками этих мест. Маршруты автобусов также отражают историю и развитие города, поскольку они охватывают ключевые районы и первыми реагируют на изменения в урбанизации.
Кстати, в первые дни автобусы использовались как движущаяся реклама.
Влияние на урбанизацию
С развитием автобусных маршрутов города имеют возможность расширяться, ведь теперь люди могут жить в пригородах и без проблем добираться до центра. Это способствует развитию новых жилых и коммерческих районов, что в свою очередь поддерживает рост населения и бизнеса в пригородных зонах.
Экологические проблемы и поиски их решения
Автобусы, как и любой другой транспорт, имеют определенное влияние на окружающую среду. Однако, если сравнивать их с автомобилями, преимущества автобусов становятся очевидными.
И вот почему:
- каждый автобус может заменить десятки частных автомобилей, что приводит к минимизации общего количества транспортных средств на дорогах, а следовательно, и к уменьшению выбросов вредных веществ;
- современные автобусы оборудованы более экономными двигателями, что позволяет им потреблять меньше топлива на одного пассажира по сравнению с автомобилями;
- все больше автобусных компаний переходят на использование более экологичного топлива (природного газа, биотоплива или электричества).
Автобусы были созданы людьми и для людей, поэтому неудивительно, что история развития этого вида транспорта тесно переплетается с историей человечества в целом. От скромных карет до современных транспортных средств - автобусы всегда были отражением технологического прогресса, социальных изменений и экономических условий. Они стали не только свидетелями урбанизации, индустриализации и глобализации, но и одними из главных участников тех событий. Автобус - не просто транспортное средство, а яркий символ эпохи, который играл важную роль в формировании городов и сближении людей.
Относительно будущего автобусных перевозок - оно выглядит перспективным, ведь с развитием технологий появляются и новые возможности для совершенствования автобусов и оптимизации маршрутов.
Автобусы продолжают эволюционировать: электроавтобусы, автобусы на водороде и газовые, суперсовременные транспортные средства VIP-класса со всем возможным оборудованием и тому подобное. Кроме того, интеграция автобусных перевозок с другими видами транспорта и развитие умных систем управления создают условия для построения эффективных и удобных транспортных сетей.
Для того, чтобы знать обо всех важных новостях и актуальных акциях, подписывайтесь на наши социальные сети (Telegram, Instagram, Facebook).
Если у вас возникают вопросы или же нужна дополнительная информация, обращайтесь в нашу круглосуточную службу поддержки.
С уважением, INFOBUS!
Написать комментарий